В мире вечного движенья, в превращениях
вещества.
Возникают на мгновенья все
живые существа.
Но,
явившись на мгновенье, знать уж хочет
существо, -
В чем же вечное движенье? Что
такое вещество?
Н.Морозов.
СООБРАЗИЛКИ
- страничка для самых маленьких
Задачи,
вопросы, опыты
Вопросы
Можно ли обычным ртутным термометром измерить температуру одной
капли горячей воды? (Нет.)
Как измерить температуру муравья?
Ответ.
“Наловить” пол - стакана
муравьев и опустить туда термометр.
|
-
Легкая тележка с
подвешенным на нити шариком подъезжает к наклонной плоскости.
(Смотри рисунок). В какую сторону от вертикали отклонится нить с
шариком, когда тележка начнет въезжать на наклонную плоскость?
-
В какую сторону летит мяч,
от точки А к точке Б или наоборот?
Ответ.
От А к Б.
|
Вовочкины задачи
Ломаная лыжа.
Вовочка смотрел на лыжу, она была сломана. Поверхность слома была
неровной. "Почему ломаная лыжа становится не прочной, даже если
очень точно соединить место разлома?- спросил он.
Что ему ответить?
-
Сухарик.
Вовочка грыз сухарик, при этом закрывал рот ладонью.
-
Что, зуб болит, - спросил друг. - Вовсе нет, –
ответил Вовочка, - когда я грызу сухарик, то слышу
оглушительный шум, а когда ты грызешь такой же сухарик, то
никакого шума не производишь. Как ты ухитряешься есть сухарик
безшумно? Что ответил друг?
-
-
Воздушный шарик.
Вовочка надул воздушный шарик.
Завязал его. Потер шарик о голову и, подбежав к стене,
прислонил. Он убрал руку, но шарик послушно висел на
вертикальной стене.
Почему шарик
"прилип" к стене?- спросил он.
Что ему ответить?
-
-
Морская вода.
Вовочка заметил, в разных местах моря вода имела разные цвета.
Почему на мелководье морская вода имеет зеленый цвет,
а на глубине голубой?
-
-
Ручеек.
Вовочка лежал на траве около ручейка вытекающего из водопада и
грелся на солнышке.
Ручеек приятно журчал. - Почему журчат ручейки, почему ревут
водопады?- думал он. Что ему
ответить?
Экспериментальная задача
Поставьте вертикально вверх указательный палец, и на фоне окна или
предметов за окном посмотрите на него то левым, то правым глазом.
Что вы увидели?
Ответ.
Палец
виден на фоне окна или предметов за окном в разных местах.
Происходит это потому, что за ним наблюдают как бы из разных точек
пространства.
-
Пронаблюдайте и объясните появление пузырьков воздуха на
поверхности куска кирпича, угля и металлического предмета при
погружении их в воду.
-
Оборудование:
стакан с водой, кусочек
кирпича (камень), угольный стержень от карандаша, металлический
брусок.
-
Ответ.
Эти опыты доказывают
наличие промежутков между частицами. В этих промежутках находится
воздух, который собирается в пузырьки.
|
- Опыты
-
-
В трех колбах находятся равные объемы
пшеницы, бобов, гороха. Вопрос: при их высыпании, горка каких
семян окажется выше, и почему?
- Ответ.
Горка из пшеницы будет
выше, так как семена имеют более шероховатую поверхность.
-
Перед вами несколько монет, кусочек пластилина. Что нужно сделать
для того, чтобы, не прикасаясь к монетам поднять их и положить на
ладонь. Обоснуйте вашу догадку, а затем подтвердите
экспериментально.
- Ответ.
Кусочком
пластилина нужно коснуться монеты, прижать его, и смело поднимать,
за счет сил молекулярного притяжения это сделать вполне возможно.
-
Маленькие
исследования
-
Вы собрались на природу. Захватите с собой комнатный термометр.
Измерьте им температуру:
1.
У поверхности земли;
на уровне верхушек трав (15-20 см.); на
высоте человеческого роста;
2.
Измерьте температуру вспаханной
(рыхлой) и твердой, светлой и темной
почвы.
3.
Измерьте температуру на солнце и
в тени.
4.
Измерьте температуру на
поверхности песка. Установите как изменяется
температура по мере погружения термометра в песок.
5.
Измерьте температуру в луже и водоеме (озере,
речке и т.п.).
Сделайте выводы из наблюдений. Объясните
природу явлений.
|
ТЕСТЫ
-
На рисунке изображен след мальчика. Как он двигался?
-
- а) Вначале он шел, а затем побежал.
- б) Вначале он шел, потом остановился, а затем побежал дальше.
- в) Вначале он шел, затем остановился, а дальше стал прыгать на
одной ноге.
- г) Вначале он бежал, затем перешел
на шаг.
- Ответ.
В)
|
Домашнее
задание
-
Как, не выпуская
воздуха из детского шарика, сделать его объем меньше?
-
Ответ.
Чтобы шарик «похудел»,
положите его в холодильник.
На
стекло, лежащее на столе, поместите несколько капель воды. У вас
образуется «лужица». Придайте ей вытянутую форму. С одного края лужицы
аккуратно положите маленький кристаллик марганцовки (перманганата
калия). Пронаблюдайте, что будет происходить. Опишите явление.
Небольшой деревянный брусок поместите в воду, густо покрашенную
зеленкой. Через некоторое время выньте брусок и расколите его пополам.
Рассмотрите окраску внутренней структуры древесины. Как объяснить
наблюдаемое?
-
Оборудование.
Стакан с водой, медицинская «зеленка»,
деревянный брусок, пинцет.
-
Решение.
Вспомните явление
диффузии. Кроме того эффект проникновения «зеленки» в древесину
дополняется капиллярными явлениями вдоль волокон древесины.
|
|