В мире вечного движенья, в превращениях вещества.
Возникают на мгновенья все живые существа.
                                                                           Но, явившись на мгновенье, знать уж хочет существо, -
В чем же вечное движенье? Что такое вещество?
Н.Морозов.
 
 СООБРАЗИЛКИ  - страничка для  самых маленьких    

Задачи, вопросы, опыты

 

 
Вопросы
Можно ли обычным ртутным термометром измерить температуру одной капли горячей воды?  (Нет.)
Как измерить температуру муравья?
Ответ. “Наловить” пол - стакана муравьев и опустить туда термометр.
Легкая тележка с подвешенным на нити шариком подъезжает к наклонной плоскости. (Смотри рисунок). В какую сторону от вертикали отклонится нить с шариком, когда тележка начнет въезжать на наклонную плоскость?
 

   В какую сторону летит мяч, от точки А к точке Б или наоборот?
 
 
Ответ. От А к Б.
 

Вовочкины задачи

  Ломаная лыжа.  Вовочка смотрел на лыжу, она была сломана. Поверхность слома была неровной. "Почему ломаная лыжа становится не прочной, даже если очень точно соединить место разлома?- спросил он. Что ему ответить?

  Сухарик. Вовочка грыз сухарик, при этом закрывал рот ладонью.
 Что, зуб болит, - спросил друг. - Вовсе нет,  – ответил  Вовочка, - когда я грызу сухарик, то слышу оглушительный шум, а когда ты грызешь такой же сухарик, то никакого шума не производишь. Как  ты ухитряешься  есть сухарик безшумно? Что ответил друг?  
 
  Воздушный шарик. Вовочка надул воздушный шарик. Завязал его. Потер шарик о голову и, подбежав к стене, прислонил. Он убрал руку,  но шарик послушно висел на вертикальной стене. Почему шарик  "прилип" к стене?- спросил он. Что ему ответить?
 
Морская вода. Вовочка  заметил, в разных местах моря вода имела разные цвета. Почему на мелководье  морская вода имеет зеленый цвет, а на глубине голубой?
 
Ручеек. Вовочка лежал на траве около ручейка вытекающего из  водопада и грелся на солнышке. Ручеек приятно журчал. - Почему журчат ручейки, почему ревут водопады?- думал он. Что ему ответить?

Экспериментальная  задача

  Поставьте вертикально  вверх указательный палец, и на фоне окна или предметов за окном посмотрите на него то левым, то правым глазом. Что вы увидели? 
Ответ. Палец виден на фоне окна или предметов за окном в разных местах. Происходит это потому, что за ним наблюдают как бы из разных точек пространства.
Пронаблюдайте и объясните появление пузырьков воздуха на поверхности куска кирпича, угля и металлического предмета при погружении их в воду.

Оборудование: стакан с водой, кусочек кирпича (камень), угольный стержень от карандаша, металлический брусок.

Ответ. Эти опыты доказывают наличие промежутков между частицами. В этих промежутках находится воздух, который собирается в пузырьки.

 
 Опыты
 
  В трех колбах находятся равные объемы пшеницы, бобов, гороха. Вопрос: при их высыпании, горка каких семян окажется выше, и почему?
Ответ. Горка из пшеницы будет выше, так как семена имеют более шероховатую поверхность.
  Перед вами несколько монет, кусочек пластилина. Что нужно сделать для того, чтобы, не прикасаясь к монетам поднять их и положить на ладонь. Обоснуйте вашу догадку, а затем подтвердите экспериментально.
Ответ. Кусочком пластилина нужно коснуться монеты, прижать его, и смело поднимать, за счет сил молекулярного притяжения это сделать вполне возможно.

Маленькие исследования

Вы собрались на природу. Захватите с собой комнатный термометр. Измерьте им температуру:
1. У поверхности земли; на уровне верхушек трав (15-20 см.); на высоте человеческого роста;
2. Измерьте температуру вспаханной (рыхлой) и твердой, светлой и темной почвы.
3. Измерьте температуру на солнце и в тени.
4. Измерьте температуру на поверхности песка. Установите как изменяется температура по мере погружения термометра в песок.
5. Измерьте температуру в луже и водоеме (озере, речке и т.п.).
Сделайте выводы из наблюдений. Объясните природу явлений.

 

 ТЕСТЫ

  На рисунке изображен след мальчика.  Как он двигался?

а) Вначале он шел, а затем побежал.
б) Вначале он шел, потом остановился, а затем побежал дальше.
в) Вначале он шел, затем остановился, а дальше стал прыгать на одной ноге.
г) Вначале он бежал, затем перешел на шаг.
Ответ.  В)

 Домашнее  задание

  Как,  не выпуская воздуха из детского шарика, сделать его объем меньше?  
Ответ. Чтобы шарик «похудел», положите его в холодильник.

  На стекло, лежащее на столе, поместите несколько капель воды. У вас образуется «лужица». Придайте ей вытянутую форму. С одного края лужицы аккуратно положите маленький кристаллик марганцовки  (перманганата калия). Пронаблюдайте,  что будет происходить. Опишите явление.

  Небольшой деревянный брусок поместите в воду,  густо покрашенную зеленкой. Через некоторое время выньте брусок и расколите его пополам. Рассмотрите окраску внутренней структуры древесины. Как объяснить наблюдаемое?

Оборудование. Стакан с водой, медицинская «зеленка», деревянный брусок, пинцет.
Решение. Вспомните явление диффузии. Кроме того эффект проникновения «зеленки» в древесину дополняется капиллярными явлениями вдоль волокон древесины.
Hosted by uCoz