Утомление и переутомление

Естественным спутником интенсивного и длительного умственного и физического труда является утомление — понижение работоспособности. Субъективно утомление выражается усталостью.

При умственном утомлении появляются признаки истощения функции коры головного мозга и охранительного торможения: ослабляются внимание и память, затрудняется мыслительная деятельность, увеличивается число совершаемых ошибок, ухудшается координация движений, притупляются ощущения. Одновременно отмечаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхания, обмена веществ. Нарушается поведение школьников: одни становятся излишне подвижными, шумливыми, непослушными, других одолевает вялость, расслабленность, апатия. Лицо приобретает печать усталости или мимического возбуждения.

Утомление рассматривается как определенный этап в динамике работоспособности школьника, как сигнал о том, что работу надо или облегчить, или прекратить.

Различают первичное и вторичное утомление. Первичное утомление появляется быстро, и с ним без труда можно справиться усилием воли, оно не требует прекращения работы. Вторичное утомление развивается медленно и уже не может быть преодолено по ходу работы. Чтобы его устранить, необходимо прекратить умственную деятельность и отдохнуть.

Основу профилактики первичного и вторичного утомления составляет рациональная организация режима труда и отдыха школьника. Если это правило игнорируется, утомление может перерасти в переутомление.

Переутомление — это болезненное (патологическое) состояние организма, которое нельзя устранить обычным отдыхом — необходимо надолго прекратить работу. Переутомившиеся дети ощущают постоянное чувство усталости, недомогание, у них снижена умственная и физическая работоспособность. На последних уроках или к концу дня появляется головная боль, иногда боль в области сердца.

При переутомлении резко затрудняется переключение процесса возбуждения на торможение и наоборот, то есть наблюдается своеобразная «вязкость», инертность динамики нервных процессов. Поэтому после напряженного рабочего дня мозг школьника, страдающего переутомлением, продолжает работать, не давая ему уснуть, ребенка навязчиво беспокоят дневные заботы и тревоги, он как бы заново переживает весь день. Процесс сонного (охранительного) торможения при этом не в состоянии быстро вытеснить продолжающееся возбуждение в отдельных очагах коры головного мозга и подкорковых отделах, сон характеризуется недостаточной глубиной, кратковременностью, нередко сопровождается сновидениями.

Чрезмерное утомление накладывает определенный отпечаток на внешний вид школьника: появляются бледность, синева вокруг глаз, вялость, сутулость. Ребенок становится рассеянным, заторможенным, вспыльчивым, раздражительным, склонным к ссорам и конфликтам.

Переутомление легче развивается у лиц с ослабленной нервной системой и страдающих различными хроническими заболеваниями организма. Однако оно вполне может развиться и у физически крепких детей, если не соблюдаются научно обоснованные принципы организации и гигиены умственного и физического труда. Гораздо легче предупредить переутомление, чем вылечить. Именно вылечить, так как нередко приходится прибегать к лекарственным средствам, способствующим укреплению и успокоению нервной системы.

Какие же факторы ускоряют развитие утомления, приводят к усилению его, превращению в переутомление? Как предупредить или ослабить действие этих факторов?

Выдающийся русский физиолог Н.Е. Введенский писал, что люди устают и изнемогают не столько от того, что они много работают, а от того, что плохо работают. Этим ученый хотел подчеркнуть роль нерациональной организации труда в возникновении значительного утомления и переутомления.

Н.Е. Введенский сформулировал пять принципов, которых надо придерживаться, чтобы достичь максимальной эффективности труда и избежать чрезмерного утомления.

1.  Следует постепенно «входить» в работу, начинать умственную деятельность с простых элементов, поступательно увеличивая объем и трудность нагрузок.

2.  Необходимо соблюдать строгую систематичность и последовательность в умственной работе, тщательно ее планировать.

3.  Важно поддержать оптимальный ритм и темп умственной деятельности, которые вырабатываются с учетом индивидуальных возможностей человека.

4.  Нужно рационально чередовать труд и отдых, принимая во внимание характер выполняемой работы, степень ее трудности.

5.  Велика роль сознательного отношения к труду, глубокого понимания общественной значимости выполняемой работы.

Эти принципы сформулированы очень конкретно, но они не универсальны, ибо рецептов, которые обеспечили бы максимальную эффективность труда и минимальную усталость, нет и быть не может. С первого класса учащийся должен привыкать работать по плану, организованно, выработать с помощью педагогов и родителей режим труда для себя (учитываются умственные и физические возможности ребенка, состояние здоровья, возраст и другие факторы).

Бессистемность, хаотичность в работе, малоподвижный образ жизни, длительное пребывание в положении сидя, игнорирование активного отдыха, физкультуры и спорта — вот комплекс наиболее частых причин низкой продуктивности умственного труда и повышенной утомляемости школьников.

Мы хотим коснуться и некоторых других сторон жизни школьника, того, что иногда мешает ему быть бодрым и активным, препятствует высокой продуктивности труда и способствует излишней усталости.

Прежде всего это телевизионные передачи. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, они готовы по нескольку часов подряд просиживать у экрана телевизора. Однако просмотр телевизионных передач младшими школьниками должен быть ограничен во времени. Дети 7—10 лет могут смотреть телевизор не чаще 2—3 раз в неделю и не более 60 минут (при хорошем изображении, на расстоянии 3—5 метров). Школьникам разрешается смотреть только те передачи, которые по содержанию отвечают их интересам. Рекомендуется слабое освещение и хорошая вентиляция комнаты, в которой происходит просмотр телепередач.

Прикованные к телевизору дети ведут малоподвижный образ жизни, недостаточно бывают на свежем воздухе, перенасыщаются впечатлениями. У них перенапрягается нервная система, слуховой и зрительный анализаторы. Совершенно недопустимо, чтобы младшие школьники садились к телевизору сразу после выполнения домашних заданий, так как при этом резко увеличивается нагрузка на кору головного мозга и органы чувств ребенка, развивается выраженное утомление. Если такой «отдых» приобретает систематический характер, неизбежно возникает переутомление.

Перенапряжение нервной системы у детей может быть обусловлено не только умственными перегрузками, но и чрезмерным эмоциональным возбуждением, перенасыщением в выходные дни или каникулы развлекательными мероприятиями. Гигиенисты и педагоги рекомендуют сохранять определенный режим дня в воскресные дни и в период каникул, причем время пребывания детей у телевизора остается таким же, как в обычные дни.

Свободное время детей в каникулярные и воскресные дни целесообразно посвящать прогулкам, подвижным играм на воздухе, экскурсиям, полезному труду дома и на пришкольном участке, спортивным играм. Конечно, не исключаются настольные игры, рукоделие, чтение художественной литературы, посещение театров, музеев, просмотр кинофильмов, занятия в кружках, участие в художественной самодеятельности, в общешкольных мероприятиях и т. д.

 

Hosted by uCoz