Музей-заповедник
А. С. Грибоедова "Хмелита"
В
состав заповедника входят
мемориальные и историко-архитектурные памятники – Хмелита,
Григорьевское, Богородицкое, Никольское (Никольский сад), связанные с
пребыванием здесь великого писателя; сельцо Городок, место усадьбы
Нахимовых, где родился герой Крымской войны адмирал П.С. Нахимов, и
погост Спас-Волжинский, в церкви которого он был крещен; археологические
– городища, селища, курганные могильники; природные – Семеновское и
Трасливское болота, очень важные для поддержания экологического баланса
в бассейнах рек Волги и Днепра. Общая площадь заповедника 24633 га.
Центром заповедника
является усадьба Хмелита, родовое имение
Грибоедовых с 1680 года. С этого времени, с момента появления здесь
первых Грибоедовых, Хмелита и ее округа называются в народе
“грибоедовщиной”. С 1747 года усадьбой владел лейб-гвардии
капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов, дед
драматурга. При нем Хмелита приобретает свой окончательный облик богатой
“каменной” усадьбы и переживает свой настоящий расцвет. По некоторым
сведениям, в 1753 году началось строительство главного дома.
Дворцово-парковый ансамбль, созданный неизвестным архитектором, состоял
согласно Плану Генерального межевания 1778 года из “господского
каменного дома о двух этажах с четырьмя флигелями, регулярного парка с
глухими и открытыми аллеями, двух копаных прудов с саженой рыбой,
хороших цветников с каменными статуями”, пейзажного парка и разных
хозяйственных служб. Панораму усадебного ансамбля дополняла построенная
Ф.А. Грибоедовым в 1759 – 1767 гг. каменная церковь во имя Казанской
иконы Божией Матери с трехъярусной колокольней, трапезной и 2 приделами:
Никольским и Иоанно-Предтеченским.
Хмелита была роскошнее, уютнее,
аристократичнее других усадеб, настоящее средоточие избранного общества.
“Красивейшая”
Хмелита
с ее высоким уровнем культуры оказала огромное влияние на формирование и
становление личности великого драматурга и выдающегося государственного
деятеля А.С. Грибоедова. Хмелитские впечатления отразились в его
творчестве. Вполне возможно, что образы бессмертной комедии “Горе от
ума” навеяны пребыванием здесь Грибоедова и его многочисленными
знакомствами. Неизвестно, посещал ли Грибоедов Хмелиту в 20-е годы, но
родственное отношение с дядей А.Ф. Грибоедовым и его дочерью Е.А.
Грибоедовой, в замужестве Паскевич, поддерживал постоянно. Единственный
в России музей А.С. Грибоедова начал формироваться в Хмелите с конца
1987 года. Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.09.1990 года на
базе уже существовавшего музея-усадьбы был создан Государственный
историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова
“Хмелита”. Здесь в цокольном этаже главного дома-дворца, где прежде
находились подсобные помещения, разместился музей с экспозицией “А.С.
Грибоедов и его время”. Экспозиция посвящена жизни и творчеству автора
гениальной комедии “Горе от ума”, высокому подвигу его служения на
воинском, литературном и дипломатическом поприщах. Среди наиболее ценных
экспонатов - рабочий письменный стол писателя, рукописный список комедии
“Горе от ума” 1820-х гг., первое издание “Горя от ума” и прижизненные
издания других произведений Грибоедова, его портреты, книги круга его
чтения, портреты его современников, виды мест, связанных с Грибоедовым,
предметы быта конца 18-первой трети 19 вв. Кроме основной экспозиции, в
Хмелите открыты выставки, которые способствуют более полному восприятию
эпохи и творческой биографии А.С. Грибоедова. Ежегодно в июле в
заповеднике проводится Всероссийский Грибоедовский праздник,
приуроченный к престольному празднику с. Хмелиты Казанской Иконы Божией
Матери. В январе традиционно отмечается день рождения А.С. Грибоедова с
участием писателей России. Материалы научных, в том числе международных
конференций, публикуются в печати. В ближайших научных планах
музея-заповедника музеефикация мемориальных нахимовских мест, создание
музея “Родина П.С. Нахимова с-цо Городок” к 200-летию со дня рождения
выдающегося флотоводца, героя Крымской войны (2002 г.). На выставке,
посвященной истории реставрации усадьбы Хмелита, представлен 30-летний
труд архитекторов-реставраторов по возвращению этого уникального
памятника усадебной культуры к жизни. В своем первоначальном виде
дворцово-парковый ансамбль Хмелита не сохранился. Время, революция,
война, небрежения, стихийные бедствия не пощадили Хмелиту. Особенно
большой урон зданию дворца причинил пожар 1954 года, когда в нем
размещались не только колхозная контора и другие службы, но и склад. Дом
стоял без крыши под снегами, дождями, разрушаясь на глазах. Таким и
увидел его, впервые приехав в Хмелиту в 1967 году известнейший
архитектор-реставратор П.Д. Барановский. Он был выдающимся знатоком
русской старины, но как смолянин особенно любил смоленские памятники. По
его инициативе и начались реставрационные работы в усадьбе Хмелита. К
счастью, дом сохранил до нашего времени свой первоначальный объем и
внутреннюю планировку, но он был как бы заключен в новую декоративную
оболочку, отразившую стилистические особенности эпохи ампира.
Первоочередные противоаварийные и консервационные работы, а также
натурные исследования позволили выявить под этими позднейшими ампирными
наслоениями первоклассный памятник гражданской архитектуры,
принадлежащей хронологически к 60-м гг. 18 века, а стилистически - к
архитектуре 40-х гг., т.е. к тому времени, когда каменное гражданское
строительство за пределами Петербурга велось в ограниченных размерах, а
сохранившиеся памятники исчисляются единицами. В 1970 году усадьба была
поставлена на государственную охрану как редкий памятник елизаветинского
барокко. Усадьба Хмелита имеет не только огромную мемориальную ценность,
но и самостоятельную историко-архитектурную значимость. По проекту
реставрации ведущего архитектора В.Е. Кулакова предусматривалось
восстановление ее в первоначальном историческом облике на середину 18
века. К настоящему времени закончена реставрация юго-западного и
юго-восточного флигелей, галереи, соединяющей главный дом с
юго-восточным флигелем, каменной ограды. В процессе реставрации
находятся северо-восточный флигель, конюшни, церковь (колокольня),
главный дом (интерьеры второго этажа), парадный двор. В начальной стадии
находятся реставрационные работы по парку. Завершение реставрационных
работ дворцово-паркового ансамбля Хмелиты будет способствовать
возрождению к жизни этого уникального памятника русской усадебной
культуры в полном его объеме.
|