Иван Андреевич Крылов

в портретах и иллюстрациях

Крылов жил в трудное время, когда гнет крепостного права, возрастая с каждым десятилетием, усилился до предела. Сменялись цари: на смену российской Семирамиде, Екатерине II, пришел нелюбимый ею сын, Павел I, через труп своего отца всту­пил на престол «прекраснодушный» и коварный деспот Александр I и, наконец, на долгие годы стал у самодержавной власти убийца Пушкина и Лермонтова, Николай I.

Не раз поднимался народ на борьбу за свое освобождение. Еще мальчиком Крылов был свидетелем восстания Пугачева, при нем происходила и «вторая пугачевщина» 1796—1797 годов, и восстание декабристов. Величайший русский революционный мыслитель А. Н. Радищев писал о XVIII веке как о столетии «мудром», когда «корабль, надежды несущий, пристани близок уже», когда казалось, что «счастие, и добро­детель, и вольность» могут победить. Но, видя конечное поражение освободительных движений своего времени, Радищев писал о XVIII веке как о столетии, знаменитом «своею кровавой струею», столетии «безумном", проклятом вовек. Эти слова стихо­творения «Осмнадцатое столетие» можно отнести ко всей эпохе, в которую жил Крылов. И он писал о «народном правлении» как о лучшем из всех возможных, воз­мущался бессмысленной покорностью народа, а во время восстания декабристов до последнего часа был в толпе народа.

На грани двух минувших веков фигура Крылова привлекает особое внимание. Кто, кроме него, из крупных писателей того времени соединил в своей жизни и лите­ратурно-общественной деятельности век восемнадцатый с веком девятнадцатым? Державин? — Но новое столетие было свидетелем «развалин его таланта», как называл А.Ф.Мерзляков его пьесы, то, чему посвятил он себя в новом веке.  Карамзин? Но он стал историком и ушел из литературы. Жуковский? — Но он возник как писа­тель лишь па самой грани двух веков, а не соединил два века. Один Крылов в полной мере относится как писатель и к тому и к другому времени.

Пушкин, Грибоедов, Добролюбов, Салтыков-Щедрин и многие другие писатели постоянно обращались к великому наследию Крылова. В. И. Ленин пользовался в своих книгах, статьях и выступлениях крыловскими пословицами и поговорками, крыловскими фразами и элементами его басенной образности.

Крылов-журналист, враг дворянства и дворянской литературы, автор «радищев­ских» произведений был неприемлем в своем подлинном облике дворянской и около­дворянской научной литературной мысли в продолжение всего XIX века. До сих пор еще стоит перед советским литературоведением до конца не разрешенная задача — отказаться от представления великого русского баснописца «поэтом золотой середины», писателем, в основном, для маленьких детей. Конечно, великая честь для писателя быть властителем детских сердец, и не надо лишать «дедушку Крылова» этой чести. В то же время надо в полной мере повернуть его творчество к революционному челове­честву, восстановить в нашем представлении его прямой и смелый, свободолюбивый юношеский облик и, от него отправляясь, постепенно подойти к пониманию его кажу­щегося спокойствия на протяжении десятков лет александровского и николаевского царствований.

Крылов писал для своего времени, но он творил и в века. Он во многом наш совре­менник. Он воспитывал чувство ненависти к неволе и угнетению, и этим он особенно близок нам. Басня, основной жанр его творчества, — род поэзии, теснейшим образом связанный с общественно-политическими вопросами самого злободневного характера. Но она выходит за пределы своей эпохи, басня — это жанр «вечных истин».

В творчестве Крылова сконцентрировалась сила, накопленная в народе веками социального гнета, — великая сила стремления к свободе, справедливости и счастью. Это наследие, овладеть которым в наибольшей степени — наша цель.

На главную  Введение.  Крылов - поэт русский, поэт России.

Книга мудрости самого народа.  Его басни переживут века.  О проекте.

Hosted by uCoz