Сергей Алексеевич Лебедев Сергей Алексеевич Лебедев (1902-1974) родился в Нижнем Новгороде, В 1921 году он поступил в Московское высшее техническое училище (сейчас — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана) на электротехнический факультет. В 1928 году Лебедев, получив диплом инженера-электрика, стал одновременно преподавателем вуза, который окончил, и младшим научным сотрудником Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ). В 1936 году он уже профессор и автор (совместно с П.С. Ждановым) книги "Устойчивость параллельной работы электрических систем", широко известной среди специалистов в области электротехники. |
Активным сторонником работ, связанных с автоматизацией научных исследований и математических расчетов, Лебедев стал в 1936-1937 годах: тогда в возглавляемом им отделе автоматики ВЭИ в Москве началось создание анализатора для решения дифференциальных уравнений, и имеются свидетельства, что уже в то время ученый задумывался над принципами построения вычислительных машин, использующих двоичную систему счисления.
В конце 1940-х годов под руководством Лебедева создается первая отечественная электронная цифровая вычислительная машина МЭСМ (малая электронная счетная машина), являющаяся одной из первых в мире и первой в Европе ЭВМ с хранимой в памяти программой. В 1950 году Лебедев переходит в Институт точной механики и вычислительной техники (ИТМ и ВТ АН СССР) в Москву и становится главным конструктором БЭСМ, а потом и директором института. Тогда БЭСМ-1 являлась самой быстродействующей ЭВМ в Европе и не уступала лучшим компьютерам США. Вскоре машина была немного модернизирована и в 1956 году стала серийно выпускаться под названием БЭСМ-2. На БЭСМ-2 выполнялись расчеты при запуске искусственных спутников Земли и первых космических кораблей с человеком на борту. В 1967 году начала серийно выпускаться созданная под руководством С.А. Лебедева и В.А. Мельникова оригинальная по архитектуре БЭСМ-6 с быстродействием около 1 млн. оп./с: БЭСМ-6 стояла в ряду самых производительных ЭВМ в мире и имела многие "черты" машин следующего, третьего поколения. Она являлась первой большой отечественной машиной, которую начали поставлять пользователям вместе с развитым программным обеспечением.