Политические сказки
Утверждая
реальность своего гротескового
мира, Щедрин писал о том, что
даже в
русских волшебных сказках можно найти
социальную
основу, ибо создавали эти сказки люди,
живущие в
классовом обществе. При исследовании
может
обнаружиться, что «баба Яга не кто иное, как
градоправительница, или, пожалуй, посадница, которая,
для возбуждения в обывателях спасительно: страха, именно этим способом
путешествовала
вверенному
ей краю, и, причем забирала встречавшихся
ей по дороге Иванушек, и, возвративши, домой, восклицала:
«покатаются, поваляются, Иванушкина
мясца поевши»,- пишет Щедрин. И действительно,
создает цикл сказок, в которых
взаимоотношения в животном мире получают
социологическое обоснование. Это мир,
где градоначальники медведи, волки,
щуки держат в страхе и повиновении
зайцев, карасей и прочих более слабых,
где орлы-меценаты терзают ворон-мужиков, а
благонамеренные воблушки с высохшими
мозгами обращаются к народу с
проповедью о том, что «уши выше лба
не растут». Комический эффект здесь создается
перенесением человеческих черт в животный
мир, общественных отношений - на отношения
природы.
Предшествующий этому гротесковый прием- перенесение животных черт в психологию людей – у Щедрина к комизму не приводил; наоборот, он служил задаче обличения. И только. Здесь же функции совместились. Все происходящее и смешно и весьма серьезно по своей сути. Реальность сатирической фантастики Щедрина в его сказках особенно видна. Образы открыто социальны, все типы резко разграничены на два непримиримо враждебных классовых лагеря: угнетателей и угнетенных. Те, кто пытается стать между этими лагерями, вскоре убеждается в бесплодности и даже гибельности попыток. Примирительная философия «премудрых пискарей», «здравомысленных» зайцев только способствует миру хищников, обезоруживая мир угнетенных.