2.1. Механизм и этапы реализации проекта.
Проект «Родники родного края» рассчитан на один год и представляет собой сочетание элементов исследовательской работы и социального проекта. Исполнители – проектно-исследовательская группа «Родники» - учащиеся 6-8 классов МЛУ «Борисоглебская гимназия №1».
Сроки проведения – июнь 2007- сентябрь 2008г. Работа носит сезонный характер, поэтому в ней выделены несколько временных этапов:
1. Лето 2007 года – формирование проектной группы, постановка проблемы, изучение общественного мнения, сбор реферативного материала.
2. Лето 2007 года – первый полевой сезон – поиск родников, выбор двух контрольных родников для качественного сравнения состояния родников в природоохранной зоне ХГПЗ и в рекреационной зоне города, первичный мониторинг, отбор проб воды.
3. Осень 2007 года – благоустройство родника в окрестностях города Борисоглебска, проведение исследований проб воды, отобранных в контрольных родниках.
4. Зима 2007-2008 года – расширение источниковой базы, оформление паспорта родников, проведение образовательной работы среди школьников и населения, подготовка ко второму полевому сезону.
5. Лето 2008 года – второй полевой сезон – мониторинг состояния взятых на учёт родников, продолжение работ по благоустройству родников.
6. Осень 2008 года – оформление отчёта о проделанной работе, защита проекта.
2.2. Циклограмма работы над и проектом.
Содержание работ |
Сроки |
Исполнитель/ исполнители |
Место проведения |
Вводный этап: 1)Выбор темы, оформление проектных групп. 2)Стендовая информация о проектной работе. 3) Составление индивидуальных планов. |
Июнь 2007 года
|
Гущина М.И.
Трифонова Е.
Ушкова О.Г. |
МОУ «Борисоглебская гимназия №1», НИОУ «Искатель» |
Поисковый этап: 1)Сбор и систематизация материала; 2)Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и оформлению проектных исследований. |
Июль 2007 года
|
Ушков А.
Гущина М.И.
|
МОУ «Борисоглебская гимназия №1», НИОУ «Искатель» |
Этап осуществления проекта. 1) Проведение полевых исследований. 2) Описание обнаруженных родников. 3) Благоустройство родников в ХГПЗ и в районе г. Борисоглебска.
4) Мониторинг состояния родников, поставленных на учёт. |
Август 2007 года.
Август-сентябрь 2007 года. Май-август 2008 года. |
Проектно-исследовательская группа «Родники» |
ХГПЗ, село Варварино, окрестности г. Борисоглебска R=5км. |
Исследовательский этап: 1) Лабораторные исследования двух контрольных родников. 2) Сравнительный анализ данных. 3) Составление паспорта родников. 4) Взятие проб воды и лабораторные исследования остальных родников. |
Сентябрь 2007 года. Октябрь-ноябрь 2007 года Август 2008 года |
Проектно-исследовательская группа «Родники» Апасова Л. Хлыстун А. Ракитин К. Проектно-исследовательская группа «Родники» |
Школьная лаборатория гимназии №1.
ХГПЗ и ТОЛ |
Обобщающий этап: 1)Оформление реферативной и иллюстрационной части; 2)Индивидуальные и групповые консультации по доработке проектов и рефератов; 3) Оформление газеты о роли родников в жизни человека; 4) Выступление с лекциями перед гимназистами младших классов в Неделю Науки -2008. |
Декабрь-март 2008года Апрель 2008 года
Март 2008 года Апрель 2008 года |
Проектно-исследовательская группа «Родники» Ушкова О.Г., Гущина М.И. Хлыстун А.
Ушков А., Трифонова Е., Апасова Л. |
МОУ «Борисоглебская гимназия №1», НИОУ «Искатель». |
Заключительный этап: 1)Публичная защита проектов; 2)Обобщение материалов; 3)Оформление отчётов- выставок о проделанной работе. |
Сентябрь 2008 года
|
Проектно-исследовательская группа «Родники»
|
|
2.3. Предварительные результаты.
За период июнь 2007-март 2008 года нами обнаружено 8 родников в окрестностях Центральной усадьбы ХГПЗ села Варварино и в зоне, ограниченной радиусом в 5 км в окрестностях города Борисоглебска. Все они нанесены на карту местности. Два родника отобраны для сравнительного анализа – в природоохранной зоне ХГПЗ и в рекреационной зоне города Борисоглебска в Теллермановском опытном лесничестве. Отобраны пробы воды и проведены лабораторные исследования.
Отбор проб воды для лабораторных исследований и замера дебита родников. |
Результаты лабораторных исследований сведены в таблицу:
Показатели |
Родник в Теллермановском лесу |
Родник в селе Варварино ХГПЗ |
Прозрачность |
Мутноватая |
Прозрачная |
Запах |
Не ощущается, интенсивность -1 балл |
Нет запаха, интенсивность -0 баллов |
Вкус |
Привкус замечается, интенсивность привкуса -2 балла. |
Нет вкуса, интенсивность привкуса – 0 баллов |
Осадок |
5 г/л, сероватый |
0,04г/л |
Состав осадка |
известковый |
известковый |
Уровень кислотности |
11 рН |
6 рН |
Температура воды |
12 °С |
8°С |
Дебит источника |
3 л/ч |
8 л/ч |
Таким образом, видно, что состояние источника в природоохранной зоне лучше, чем родника поблизости от города. Кроме того, родник в ХГПЗ обустроен, установлена труба, есть подход к роднику. В Теллермановском лесу состояние родника крайне плохое, жители расположенного в 100м посёлка ТОЛ используют овраг, образованный родником под свалку, несмотря на то, что пользуются водой из источника для хозяйственных нужд.
В овраг с родником сбрасываются даже покрышки от автомобиля.
Лабораторные исследования проводились только по показателю уровня кислотности, определение примесей воды и расчёт содержания нерастворимых частиц. На лето 2008 года намечены качественное определение растворимых примесей воды: сульфатов, хлоридов, гидрокарбонатов, солей железа, натрия и калия.
Определение качества воды из родников
Определение характера вкуса и привкусов воды органолептическим методом, определение кислотности воды при помощи индикатора – лакмусовой бумаги, определение примесей воды при помощи фильтрации и взвешивания фильтра.
Все действия фиксировались в дневнике проекта, а также в личных дневниках наблюдения. По итогам полевых и лабораторных исследований составлены два паспорта родников.
В сентябре 2007 года проведены работы по благоустройству родника в Теллермановском лесничестве.
Уборка мусора, бутирование земли вокруг родника, вырубка и укрепление ступенек – тем более что родник находится в семи метрах от пешеходной тропы.
В настоящее время (март 2007 года)
· начата подготовка к новому полевому сезону;
· намечены 6 родников, которые требуют заботы;
· оформляются агитационные материалы, призывающие бережно относится к таким дарам природы, как чистая вода из её недр;
· ведётся экологическая разъяснительная работа среди школьников младших и средних классов.