А.А.БЛОК

На главную

<Вступление> <Детство(1880-1896)> <ANTE LUCEM(1897-1900)> <"Стихи о прекрасной даме"(1901-1902)> <"Распутья"(1903-1906)> <За окном нам ветер подал знак.> <"Снежная маска". "Фаина". "Песня Судьбы".(1907-1908)> <"Страшный мир" (1908-1914)> <"Ямбы" (1907-1914). "Родина" (1907-1916)> <"Роза и крест"(1913). "Кармен"(1914). "Соловьиный сад"(1915)> <"Возмездие"(1910-1921)> <Первая мировая война. Февральская революция(1914-1917)> <Великая Октябрьская революция. "Двенадцать".> <Последние годы. Смерть.>  <Заключение. >

А.А.БЛОК

Фотоальбом

 

«РАСПУТЬЯ» (1903—1906)

А между тем в стихах Блока все явственнее начинала звучать тревога, неуверенность, какое-то еще очень неясное стремление вырваться, разорвать путы светлой мечты, прекрасной, но уводящей от действительности.

В жизни России надвигались грозные события...

 

Раскинулась необозримо

Уже кровавая заря,

Грозя Артуром и Цусимой,

Грозя Девятым января...

(«Возмездие»)

 

Блок, как все великие поэты, обладал пророческим даром; его поэзия была той самой вещей птицей Гамаюн, о которой он писал. Его душа, «как стрелка сейсмографа», по его выражению, чувствовала самые отдаленные толчки в жизни страны. «...Что везде неблагополучно, что катастрофа близка, что ужас при дверях,— это я знал очень давно, знал еще перед первой революцией...» — писал он в 1919 году.

Как ни далеки «Стихи о Прекрасной Даме» от общественных интересов, жизнь России, жизнь Мира, надвигающиеся громадные события отразились и в этих любовно-мистических стихах, в их напряженной, тревожной, весенней мелодии ожидания. И поистине символично, что осенью 1902 года, когда уже подходит к концу период «Стихов о Прекрасной Даме», Блок написал:

 

Блаженный, забытый в пустыне,

Ищу небывалых распятий.

Молюсь небывалой богине —

Владыке исчезнувших ратей.

 

Ищу тишины и безлюдий,

Питаюсь одною травой.

Истерзанный, с язвой кровавой,

Когда-нибудь выйду к вам, люди!

 

И вот он вышел к людям, увидел их — погруженных в будничные заботы, усталых, печальных, измученных.

 

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в желтых окнах засмеются.

Что этих нищих провели.

(«Фабрика». 1903)

 

В лирике Блока возникают ноты щемящей жалости к уни­женным и оскорбленным — того святого чувства, которое сделало русскую литературу самой человечной, самой совестливой литературой в мире.

 

Еще прекрасно серое небо,

Еще безнадежна серая даль,

Еще несчастных, просящих хлеба,

Никому не жаль, никому не жаль!

 

Знаменитую «Фабрику» Блок заключает в цикл «Распутья». В тот же цикл входит стихотворение с неожиданным для Блока репортерским названием: «Из газет» — грустная и по-блоковски недосказанная повесть о женщине, сломленной жизнью и легшей на рельсы.

Немного позднее в стихотворении «Холодный день», обращенном к жене, поэт очень точно скажет об этом пути своей лирики: от возвышенной мечты о нездешних мирах — к жизни, к ее скорбям и заботам.

 

Мы встретились с тобою в храме

И жили в радостном саду,

Но вот зловонными дворами

Пошли к проклятью и труду.

 

Мы миновали все ворота

И в каждом видели окне,

Как тяжело лежит работа

На каждой согнутой спине.

 

Но Блок увидел не только страдания народа. Он увидел и его простую, красивую и веселую силу, с тоской и надеждой потянулся к ней:

 

Барка жизни встала

На большой мели.

Громкий крик рабочих

Слышен издали.

Песни и тревога

На пустой реке.

Всходит кто-то сильный

В сером армяке.

Руль дощатый сдвинул,

Парус распустил

И багор закинул,

Грудью надавил.

Тихо повернулась

Красная корма,

Побежали мимо

Пестрые дома.

Вот они далеко,

Весело плывут.

Только нас с собою,

Верно, не возьмут!

 

Трагический день 9 января 1905 года — Кровавое воскресенье— Блок пережил со смятением, ужасом и гневом. Ненависть к тупой, бездарной и жестокой власти, «восторг мятежа» росли в душе поэта. Революцию 1905 года он принял восторженно. «...С этой зимы,— пишет Бекетова,— равнодушие Александра Александровича к окружающей жизни сменилось живым интересом ко всему происходящему. Он следил за хо­дом революции, за настроением рабочих...» Целыми днями он бродил по городу, жадно всматривался в окружающее. Современники вспоминали, что он нес красное знамя в одной из рабочих демонстраций.

Вскоре произошло знакомство Блока с Горьким. Они принадлежали к совершенно различным литературным группировкам (символизм — реализм) и, казалось, были чуждыми друг другу. Но Блок сразу же выделил Горького из современных литераторов. «Сегодня из всего многолюдного собрания мне понравился только Максим Горький, простой, кроткий, честный и грустный...» — написал он Белому 3 января 1906 года. А в статье «О реалистах» (1907 г.) он сказал о творчестве Горького с большим уважением и доверием.

«Нечаянная радость» — так назвал Блок свой второй сборник, вышедший в конце 1906 года. В статье «Краски и слова» (1905 г.) Блок пишет: «...Живая и населенная многими породами существ природа — мстит пренебрегающим ее далями и ее красками — не символическими и не мистическими, а изу­мительными в своей простоте. Кому еще неизвестны иные существа, населяющие леса, поля и болотца... тот должен учиться смотреть».

Эта живая, клубящаяся, радостная, веселая жизнь глядит во все глаза со страниц нового сборника. И в «Стихах о Пре­красной Даме» есть природа. Но она возвышенно чиста, отвлеченна, бесплотна. А здесь — все очарование, вся неуловимая прелесть родной болотистой, бедной, мокрой, весенней земли: речные излучины, красные вечерние зори, зеленый свет ночных светляков...

И еще вошел в стихи Блока город, Петербург, вошел навсегда — тревожный, таинственный, любимый и ненавидимый, прекрасный и страшный, поэтичный и низменный. Демократические, совершенно некрасовские, будничные интонации вдруг начинают звучать у гордого символиста Блока.

 

Открыл окно. Какая хмурая

Столица в октябре!

Забитая лошадка бурая

Гуляет на дворе...

 

Жилось легко, жилось и молодо —

Прошла моя пора.

Вон — мальчик, посинев от холода,

Дрожит среди двора...

 

Да и меня без всяких поводов

Загнали на чердак.

Никто моих не слушал доводов,

И вышел мой табак.

(«В октябре», 1906)

В блоковских петербургских стихах звучит мелодия шарманки — простенькая, сентиментальная, мещанская, вдруг заканчивающаяся пронзительной нотой, плачущей о человеческой беде.

Что на свете выше

Светлых чердаков?

Вижу трубы,

крыши Дальних кабаков.

 

Путь туда заказан,

И на что теперь?

Вот, я с ней лишь связан...

Вот — закрыта дверь...

 

А она не слышит —

Слышит — не глядит,

Тихая — не дышит,

Белая — молчит...

 

Уж не просит кушать...

Ветер свищет в щель.

Как мне любо слушать

Вьюжную свирель!

(«На чердаке», 1906)

 

Но Блок не был бы Блоком, если бы его Петербург был только таким — недобрым, холодным городом чердаков и дворовых колодцев. Блоковский город, при всей его конкретности, таинствен и прекрасен. «Там, в магическом вихре и свете, страшные и прекрасные видения жизни...» — писал он в предисловии к сборнику «Нечаянная радость». Блок умеет городской быт, прозу, обыденность приподнять до высот одухотворенной поэзии, увидеть в блеске обычных уличных витрин сверкание солнца.

Город в красные пределы

Мертвый лик свой обратил,

Серо-каменное тело

Кровью солнца окатил.

 

Стены фабрик, стекла окон,

Грязно-рыжее пальто,

Развевающийся локон —

Все закатом залито...

 

И на башне колокольной

В гулкий пляс и медный зык

Кажет колокол раздольный

Окровавленный язык.

 

Блок вышел в жизнь. Он простился с Прекрасной Дамой, со своей мечтой, простился благоговейно и скорбно.

Ты в поля отошла без возврата.

Да святится Имя Твое!

Снова красные копья заката

Протянули ко мне острие.

Лишь к твоей золотой свирели

В черный день устами прильну.

Если все мольбы отзвенели,

Угнетенный, в поле усну.

 

Мечта была светла и прекрасна, но она была мечтой, иллюзией; жизнь в клочья растерзала ее безмятежную лазурь. И Блок, художник беспощадной, горестной искренности, должен был сказать об этом, как бы горько ему это ни было. И он сказал: он создал лирическую драму «Балаганчик» (1906 г.).

В стилистике «Балаганчика» несколько слоев. Иногда это злая пародия. Таково начало пьесы, где действуют «мистики обоего пола — в сюртуках и модных платьях», которые многозначительно и таинственно вещают:

Первый   мистик Ты слушаешь?

Второй  мистик

Да.

Третий   мистик

Наступит событие.

Пьеро

О, вечный ужас, вечный мрак!

Первый мистик

Ты ждешь?

Второй  мистик

Я жду.

Третий  мистик

Уж   близко   прибытие...

 

А.А.БЛОК

На главную

<Вступление> <Детство(1880-1896)> <ANTE LUCEM(1897-1900)> <"Стихи о прекрасной даме"(1901-1902)> <"Распутья"(1903-1906)> <За окном нам ветер подал знак.> <"Снежная маска". "Фаина". "Песня Судьбы".(1907-1908)> <"Страшный мир" (1908-1914)> <"Ямбы" (1907-1914). "Родина" (1907-1916)> <"Роза и крест"(1913). "Кармен"(1914). "Соловьиный сад"(1915)> <"Возмездие"(1910-1921)> <Первая мировая война. Февральская революция(1914-1917)> <Великая Октябрьская революция. "Двенадцать".> <Последние годы. Смерть.>  <Заключение. >

А.А.БЛОК

Фотоальбом

Hosted by uCoz